ИЗУЧИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маркетинг (от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) – это деятельность, связанная с аналитикой потребительского рынка, направленная на продвижение продукции от производителя к потребителю. Цель маркетинговой деятельности – сформировать потребность, а затем спрос потребителей на определенный товар, продвинуть его на рынке, организовать сбыт таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
Специалист в области маркетинга может работать в различных отраслях народного хозяйства, таких как:
- промышленность
- торговля
- строительство
- сельское хозяйство
- транспорт
- связь
- гостиничный и ресторанный бизнес
- туристические компании и др.
Маркетолог занимается:
- разработкой комплекса мер по производству товаров, услуг, которые находят рынок сбыта и максимально возможный спрос;
- содействием гармоничному развитию, как сферы услуг, так и производства;
- подготовкой обоснованных предложений по выбору или изменению направления развития всего предприятия в целом или какого-либо отдельного элемента комплекса маркетинга;
- разработкой маркетинговой политики предприятия, созданием условий для планомерной реализации товара или оказания услуг;
- прогнозом объема продаж и формированием потребительского спроса;
- изучением рынка аналогичных товаров и услуг, анализирует спрос и потребление, мотивацию, активность конкурентов, тенденции развития рынка;
- анализом конкурентной среды, учитывающей происходящие изменения в таможенной, налоговой, ценовой политике государства, конкурентоспособность, скорость реализации и другие факторы;
- обеспечением эффективности предпринимательской деятельности, ростом доходов и прибыли;
- подготовкой проектов по продвижению и реализации продукции;
- проведением опросов по поводу продвигаемого товара (анкетирование и т.д);
- проведением рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
- формированием определенного имиджа товара на рынке.
Однако в крупных компаниях этой работы слишком много для одного специалиста – её может выполнять целый отдел, куда входят: аналитик, маркетолог - экономист, product-менеджер, event-менеджер, BTL-менеджер, бренд-менеджер, директор по маркетингу.
- Аналитик– занимается сбором данных и их анализом;
- Маркетолог-экономист – занимается вопросами ценообразования, при этом он учитывает данные о себестоимости, спросе, политике конкурентов и пр.;
- Product-менеджер обычно проводит анализ рынка, занимается мероприятиями по продвижению продукта компании, анализом продукции конкурентов;
- Event-менеджер занимается планированием, подготовкой и проведением мероприятий по продвижению продукции компании, выставок и рекламных акций, пресс-конференций и других корпоративных мероприятий;
- BTL-менеджер – организует промоакции компании, например, дегустации;
- Бренд-менеджер – высшая должность в отделе маркетинга. Он руководит подразделением маркетинга, координирует работу всех его специалистов, планирует организацию рекламных компаний, анализирует рынок и конкурентную среду, определяет планы продаж и контролирует их выполнение, разрабатывает стратегии, направленные на получение прибыли, завоевание и удержание рынков.
Отношение к маркетингу имеют также мерчендайзер и промоутер.
- Мерчендайзер – отвечает за мероприятия по продвижению товара непосредственно в торговых точках (выкладывает товар на полки определённым образом, размещает рекламные материалы и пр.). При этом он учитывает типичное поведение человека, пришедшего за покупками, особенности распределения покупательского внимания и т.д;
- Промоутеры – привлекают внимание потенциальных клиентов к товару или услуге, вручая рекламные листовки, образцы для дегустации.
Маркетолог стремится не пропускать профильные конференции и семинары, постоянно обменивается мнениями с исследователями рынка, инженерами, бухгалтерами, людьми, занимающимися рекламой. При этом он стремится уловить, понять, узнать только одно: как сделать свой продукт продаваемым наилучшим способом. Когда удается найти маркетинговую стратегию, маркетолог должен убедить все отделы компании, отвечающие за этот продукт, в целесообразности этой стратегии.
В настоящее время маркетолог - одна из самых востребованных профессий. От его профессионализма и добросовестности зависит успех любого бизнеса – ведь ни одна фирма не сможет выжить на рынке, если будет производить невостребованную продукцию, которая не найдет своего потребителя. Работа маркетолога очень разнообразна, как и товары, которые производятся и продаются в современном мире.