Инженер-строитель
Роль строительства в истории человечества переоценить очень сложно. Многие масштабные, грандиозные конструкции стали памятниками архитектуры. В их строительстве принимало участие множество людей, среди них были представители профессии, которую мы сейчас называем "инженер-строитель".
Первым известным нам инженером-строителем считается египтянин Имхотеп, живший около 2700 года до нашей эры. Он построил пирамиду по собственному проекту, впервые решившись использовать более прочный известняк вместо сырцового кирпича. И до сих пор выбор материала для строительства остается одной из главных задач в деятельности инженеров-строителей.
В Древней Руси профессиональные строительные навыки передавались при непосредственной работе ученика, подмастерья в составе артели. Распространению умений способствовало то, что строительство зданий по природе своей было коллективным. Первыми профессиональными руководителями строек были десятники, производители работ, архитекторы. С появлением сначала эмпирических, а затем научно обоснованных методов расчета, конструирования и строительства стали возникать профессиональные учебные заведения. Для низшего и среднего звена управления в России организовывались школы десятников по строительному делу, а также курсы по подготовке техников-строителей.
В современных условиях строительство требует от человека все больших знаний и умений. При возведении любой современной конструкции возникает множество вопросов и проблем, которые решают различные специалисты: инженеры-экономисты, проектировщики, геодезисты, прорабы, инженеры систем коммуникаций, гидростроители и мостостроители, инженеры по защите окружающей среды. Все эти специальности можно объединить в одну – инженер-строитель. Поэтому возникла необходимость подготовки инженеров-строителей, исходя из условий дальнейшей работы по двум укрупненным основным направлениям: со специализацией проектирования зданий и сооружений и со специализацией производства строительно-монтажных работ на объектах строительства.
Профессионально важные качества:
технические, математические способности;
развитое аналитическое мышление (способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов);
хорошая память (долговременная, кратковременная);
развитое пространственное воображение;
высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания;
гибкость мышления;
ответственность,
исполнительность;
терпеливость и усидчивость;
методичность, рациональность;
объективность,
настойчивость.
Медицинские ограничения:
нарушение функций опорно-двигательного аппарата (например, радикулит, остеохондроз);
нарушения зрения и слуха;
аллергические заболевания;
сердечно-сосудистые заболевания;
нервно-психические заболевания;
заболевания дыхательных органов;
раздражительность;
рассеянность внимания;
болезни, связанные с потерей сознания.
Содержание деятельности
Инженер-строитель осуществляет производственнотехнологическую, организационноуправленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельности в области строительства.
Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов. В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Осуществляет разработку и внедрение технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проектов организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.
Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих. Осуществляет мероприятия по предотвращению производственного травматизма, следит за соблюдением рабочими правил техники безопасности, охраны труда.
Организации профессионального образования г. Омска и Омской области:
ФГБОУ ВО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия".
Профессиональная деятельность
Инженеры-строители работают в сфере строительства. Их рабочим местом могут быть любые строящиеся объекты: производственные предприятия, дорожно-транспортные предприятия (железные дороги, автодороги), добывающие предприятия (электростанции, газо- и нефтепроводы), офисные и жилые здания, мосты, военные объекты, метрострой.
Карьера
Перспективы карьерного роста инженера-строителя связаны с освоением смежных областей – экономики и управления на предприятии, менеджмента; повышением квалификации – на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.
Карьерная лестница, зачастую, начинается с рядовых должностей: мастера и бригадира, в дальнейшем можно претендовать на должность начальника участка. Многие инженеры занимают руководящие позиции после нескольких лет работы прорабом.
Возможна организация собственного дела, при выборе данного направления со временем опытный инженер-строитель формирует рабочую команду и может открыть собственную строительную компанию и начать работать на себя.