МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ
Лучший менеджер по продажам тот,
который может продать даже воздух.
N.N.
Слово "менеджер" произошло от английского "manager", что означает: "управлять, заведовать, стоять во главе". Соответственно "менеджер по продажам" - руководитель, отвечающий за направление продаж в организации.
Во все времена и у всех народов существовали купцы, торговцы, коробейники, коммивояжеры, дистрибьюторы, торговые представители. Возникновение этой профессии можно отнести к появлению частной собственности, когда люди обменивались в основном предметами быта и оружием. Несколько позже появились первые мудрецы-скитальцы. Они ходили от племени к племени и в обмен на пищу показывали различные способы добычи огня или изготовления более совершенного оружия. Натуральный обмен не позволял вести широкую торговлю, и настоящая коммерция расцвела уже с возникновением денег. Первые коммерсанты и торговцы не пользовались большим уважением. В Древнем Риме название "продавец" произошло от слова "жулик", а покровителем купцов и торговцев считался Меркурий, ветреный бог торговли, однако это не мешало римлянам пользоваться услугами этих же коммерсантов: если есть предложение, значит есть и спрос.
В 19 веке появляется профессия коммивояжера. Задача коммивояжера - не продать товар на месте, а найти потенциальных покупателей и рынки сбыта. Примечательно, что с помощью коммивояжеров распространяли по большей части новые, еще не нашедшие своего покупателя товары. Первые газеты, журналы и книги распространялись только через коммивояжеров.
В настоящее время менеджер по продажам - это одна из наиболее востребованных специальностей, которая широко распространена в сфере оптовой торговли. Специалист профессионально занимается торговой деятельностью.
Выделяют следующие специализации менеджеров по продажам в зависимости от вида объекта продажи:
- потребительские товары;
- продукция промышленного назначения;
- услуги.
Профессионально важные качества:
высокий уровень оперативной и долговременной памяти;
высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;
коммуникативные и организаторские способности;
стрессоустойчивость;
целеустремленность;
настойчивость;
энергичность;
инициативность;
высокая работоспособность;
умение быстро принимать решения;
самокритичность;
вежливость;
доброжелательность;
порядочность и честность.
Медицинские ограничения:
сердечно-сосудистые заболевания;
нервно-психические заболевания;
выраженные дефекты речи, зрения, слуха.
Содержание деятельности
Менеджеры по продажам руководят продвижением продуктов и услуг к потребителю, координируют распределение продаж и анализируют статистические данные, отслеживая предпочтения клиентов, оценивают рыночный потенциал новых и уже существующих торговых точек. На них лежит ответственность за ведение документации по продажам. Кроме того, иногда они отвечают за проведение презентаций и за реализацию рекламной стратегии компании. Менеджеры по продажам разрабатывают и обеспечивают реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров, организуют преддоговорную работу, создают и обеспечивают постоянное обновление информационных баз о покупателях, анализируют объемы продаж и подготавливают отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Омский филиал (институт) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
Московский технологический институт, партнерство в г. Омске;
Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой;
Омский колледж торговли экономики и сервиса;
Гуманитарный колледж г. Омска.
Профессиональная деятельность
Менеджер по продажам может трудоустроиться в:
рекламных агентствах;
торгово-производственных компаниях;
компаниях сферы услуг;
средствах массовой информации;
коммерческих отделах и отделах привлечения клиентов средних и крупных компаний;
магазинах;
отделах реализации промышленных предприятий;
производственных объединений;
фирм-изготовителей;
частных производств.
Карьера
Сфера продаж открывает широкие перспективы для быстрого карьерного роста, который может быть как в компании-производителе, так и в торговых (дистрибьюторских) компаниях. Карьера может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Горизонтальный рост возможен при перемещении сотрудника из одного отдела в другой и впоследствии он сможет претендовать на руководящие должности в сфере продаж. Такие переходы приветствуются в большинстве компаний, так как помогают сотрудникам приобрести разносторонний опыт. Примером вертикальной карьеры может быть следующая схема: сначала специалист работает торговым агентом или торговым представителем, далее - менеджером по продажам. Если он успешен в продажах и задумывается о дальнейшем карьерном росте - позиция менеджера по работе с ключевыми клиентами может быть еще одной его ступенькой, после он станет руководителем отдела продаж. Вершиной карьеры может быть должность директора по продажам или коммерческого директора.