ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота:
Кусочек сердца отдавать кому-то -
Такая, брат, у нас с тобой работа.
В. Беляков-П. Кайро
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием "Праздное время, в пользу употреблённое". Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
В конце XIX века при народных домах стали открываться первые клубы для детей, многие из которых были прообразами станций юных техников и натуралистов.
В начале XX века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась, в первую очередь, с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.
Дополнительное образование понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с детьми для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, в детских объединениях и организациях. Эта работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствовать решению задач нравственного воспитания.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений деятельности, основными среди которых принято считать следующие:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное.
Педагог осуществляет дополнительное образование детей в соответствии со своей программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Профессионально важные качества:
креативность;
работоспособность;
коммуникативные способности;
организаторские способности;
доброжелательность;
ответственность;
гибкость.
Медицинские ограничения:
сердечно-сосудистые заболевания;
заболевания опорно-двигательного аппарата;
нервно-психические заболевания;
хронические инфекционные заболевания;
заболевания органов зрения и слуха.
Содержание деятельности
В настоящее время существуют следующие специализации деятельности педагога дополнительного образования:
- сценическая деятельность;
- хореография;
- физкультурно-оздоровительная деятельность (спортивные и бальные танцы);
- изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство;
- социально-педагогическая деятельность и др.
Педагог дополнительного образования использует следующие формы организации деятельности обучающихся: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Омский педагогический колледж № 1 ("Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности");
Омский музыкально-педагогический колледж ("Педагог дополнительного образования в области деятельности (по выбору): сценическая деятельность, хореография, физкультурно-оздоровительная деятельность, социально-педагогическая деятельность");
Тюкалинский профессиональный колледж (педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной, изобразительной деятельности).
Профессиональная деятельность
Педагог дополнительного образования работает в специализированных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ:
в органах социальной защиты населения;
центрах труда и занятости;
реабилитационных центрах различного профиля;
центрах социальной помощи семье и детям;
детских домах и интернатах;
домах инвалидов и престарелых;
центрах по оказанию психосоциальной помощи населению;
органах опеки и попечительства.
Карьера
Для развития профессиональной карьеры необходимо постоянное повышение квалификации. В перспективе существует возможность занять должность заведующего социальным центром, стать руководителем в органах социальной защиты населения.