МАССАЖИСТ
Массаж возник еще в глубокой древности. Как метод лечения массаж применялся уже в III тысячелетии до н.э. в Китае, а затем в Японии, Индии, Греции и Риме. Из глубины веков до нас дошло и описание лечебных методик. Памятники древности, сохранившиеся алебастровые барельефы, папирусы, на которых изображены различные массажные манипуляции, свидетельствуют о том, что ассирийцы, персы, египтяне и другие народы хорошо знали массаж и самомассаж. В Европе в средние века массаж не применялся из-за преследования инквизиции. Только в период Возрождения снова возник интерес к массажу. М.Я. Мудров (1776-1831 гг.), основатель русской терапевтической школы, рекомендовал массаж наряду с водолечением и гимнастикой. А в конце XIX века в России начали готовить специалистов по массажу и гимнастике.
Сегодня массажные процедуры распространены во многих организациях оздоровительного характера. В целом, массаж является активным средством оздоровления организма. Он помогает избавиться и предотвратить развитие различных болезней, снять усталость и восстановить организм после стресса или тяжелой работы.
Массаж представляет собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки тела, производимого руками массажиста или (реже) специальными аппаратами.
Основная деятельность массажиста связана с выполнением лечебного, спортивного, гигиенического, косметического и других видов массажа.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
развитая чувствительность пальцев рук
хорошее развитие мускулатуры кистей рук и плечевого пояса
подвижность кистей и пальцев рук
физическая выносливость
высокий уровень развития наглядно-образной памяти
высокий уровень концентрации внимания
доброжелательность, тактичность
уравновешенность
МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
заболевания опорно-двигательного аппарата
снижение двигательных функций рук и пальцев
вестибулярные расстройства
нервно-психические расстройства
кожные заболевания, аллергии
хронические инфекционные заболевания
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К массажисту обращаются клиенты с самыми различными диагнозами, поэтому к каждому из них необходим индивидуальный подход. Массажист выясняет необходимые сведения о посетителях (травмах, заболеваниях, назначениях врача, противопоказаниях и др.), тщательно обследует состояние кожных покровов, сосудов, мышц, суставов, лимфатических желез, составляет комплекс массажных приемов, намечает последовательность, методику их применения, дозировку и только после этого приступает к массажу.
Массажист занимается как профилактикой заболеваний, оказывает помощь в сохранении работоспособности и хорошего состояния организма, так и лечением различных травм и заболеваний с использованием приемов лечебного массажа, иногда специальной аппаратуры.
Существуют и различные приемы массажа. Это поглаживание, растирание, разминание и т.д. Все они применяются в различных сочетаниях в соответствии с особенностями болезни. Это воздействие приводит к снятию боли, напряжения и усталости, реабилитации мышц и суставов, повышению общего физического тонуса, усилению циркуляции крови, расслаблению, улучшению обмена веществ. Массаж активизирует в организме рефлекторные и обменные процессы за счет улучшения лимфотока, кровообращения, влияния на нервную ткань. Сознательно управляемая рука массажиста в процессе выполнения массажных приемов может менять точку приложения массажного воздействия, форму и характер выполнения отдельных массажных приемов, дозировку, оказывая тем самым многообразное физиологическое воздействие на ткани и органы.
К основным обязанностям массажиста относится и осуществление реабилитационных мероприятий по восстановлению нормального функционирования организма, коррекции недостатков фигуры (исправление осанки, уменьшение жировой прослойки и т.д.), подготовка спортсмена к соревнованиям или после физических нагрузок для быстрого восстановления различных функций его организма и повышения работоспособности, ведет медицинскую документацию.
Массажист осуществляет деятельность в отдельном кабинете. Основной инструмент массажиста – его руки, требующие подготовки (регулярного выполнения специальных упражнений), могут применяться и различные приспособления. Для проведения массажа используют специальные кушетки, столики для выполнения массажа лица, воротниковой области, рук. Массажные кушетки могут быть различной конструкции, но они отличаются от обычной кушетки тем, что у них могут приподниматься изголовье и изножие, или имеется валик и немного приподнято изголовье. Массаж выполняется с использованием специального массажного крема или масла. Могут применяться специальные ручные приспособления, усиливающие действие массажа. Как правило, массажист проводит сеансы не однократно, а курсами – в таком случае польза от процедур будет более ощутимой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Г. ОМСКА И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Для работы по данной профессии необходимо базовое среднее профессиональное медицинское образование и дополнительное профессиональное образование в области массажа.
Медицинский колледж (дополнительное профессиональное образование "Медицинский массаж");
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Массажист может работать в лечебно-профилактических и медицинских учреждениях (например, в отделениях физиотерапии больниц, санитарных частей при организациях и предприятиях, в кабинетах лечебной физкультуры и физиотерапии поликлиник, санаториев и профилакториев), в массажных салонах, косметологических салонах, салонах красоты, реабилитационных центрах, домах инвалидов, домах для престарелых в учреждениях дополнительного профессионального образования (детские сады, пионерские лагеря, детские спортивные школы), спортивных организациях, клубах, а также заниматься частной практикой.
КАРЬЕРА
Карьера в этой сфере, как правило, зависит от профессионализма специалиста по массажу. Накапливая опыт и осваивая разные методики и техники массажа, специалист расширяет и свои возможности для трудоустройства. Массажист с высокой квалификацией может организовать собственное дело и работать на себя. При получении высшего медицинского образования массажист может занять руководящие должности в медицинских учреждениях, быть руководителем салона, заниматься научной и педагогической деятельностью.