МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА
Машинист локомотива – специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или мотор-вагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).
Впервые профессия машинист локомотива появилась тогда, когда появился тот вид техники, которым он помогает управлять. Первые локомотивы с паровым двигателем начали работать в 30-х годах ХІХ века, и обслуживались они командой из машиниста, его помощника и кочегара. Чем совершеннее становилась техника, тем меньше нужно было людей, чтобы ей управлять. Сегодня же машинист локомотива – это весьма распространённая профессия, так как железной дорогой "обвязана" вся страна и вообще планета. Этих специалистов можно встретить на земле и под землёй, так как там работают машинисты локомотивов метрополитена. Вот почему подготовка машинистов и их помощников всегда была делом государственной важности, ведь до развития автомобильного транспорта и транспортной авиации мощь государства и его экономический потенциал во многом зависел от железной дороги. Но и по сей день большая часть грузов и пассажиров на территории нашей страны перевозится именно железнодорожными составами.
Профессионально важные качества:
хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
быстрота реакции;
скорость и точность движений;
эмоциональная устойчивость;
высокий уровень концентрации, устойчивости внимания;
точный глазомер;
хороший слух;
осторожность;
наблюдательность;
осмотрительность;
бдительность;
решительность;
выдержка;
дисциплинированность;
организованность;
ответственность;
самообладание;
оперативность мышления.
Медицинские ограничения
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Машинисты локомотива регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:
хронический бронхит, хроническая пневмония I стадии;
бронхиальная астма;
врожденные пороки сердца;
наличие дополнительной хорды в сердце;
гипертоническая болезнь III стадии;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
хронические гастриты, гастродуодениты, энтериты, колиты;
хронический гепатит;
хронический нефрит и другие поражения почек с сохранной функцией почек;
сахарный диабет;
сколиозы II-IV степени;
хронические заболевания суставов, часто обостряющиеся или прогрессирующие, с нарушенной функцией;
остаточные явления органического поражения центральной нервной системы (инфекционной, токсической или травматической этиологии);
заболевания вегетативной нервной системы с наклонностью к кризам, ангиоспазмам (обмороки, головокружения и др.);
глухота на оба уха, резкая степень тугоухости;
аллергические заболевания кожи;
значительное снижение остроты зрения (учитывается степень);
нарушение бинокулярного зрения;
расстройства цветоощущения.
Содержание деятельности
Машинист подготавливает локомотив к поездке, управляет им во время следования, определяет рациональный режим движения поезда, наблюдает за работой локомотива, прицепных вагонов и узлов. Своевременно устраняет выявленные в пути следования неисправности, а также при необходимости производит служебный ремонт локомотива в составе локомотивной бригады, готовит машину для сдачи в депо. Руководит и контролирует работу членов локомотивной бригады.
Машинист локомотива обязан вести поезд по графику, учитывать сигналы предупреждений на перегонах, следить за семафорами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования.
Осуществляет контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза, а также безопасностью пассажиров в пути следования. Информирует пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда. Выполняет оперативные распоряжения работников, ответственных за движение поезда и производство маневров.
Профессия машиниста входит в список нелегких работ с вредными и тяжелыми условиями труда. В одиночку выполнять все возложенные на него обязанности по управлению составом физически невозможно. Работа машиниста требует постоянной концентрации внимания и выполнения одновременно нескольких технических операций, поэтому в помощь ему и дается помощник машиниста.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Сибирский профессиональный колледж.
Профессиональная деятельность
Машинист-локомотива может работать на железной дороге, крупных заводах, предприятиях, использующих железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов, шахтах, в метрополитене.
Карьера
После окончания колледжа выпускники могут работать помощниками машиниста тепловоза и дизель-поезда, а после приобретения необходимого опыта работы - машинистами локомотива и, в дальнейшем, машинистами-инструкторами. Кроме того, машинист локомотива может работать в локомотивных депо бригадиром или техником, мастером по ремонту подвижного состава, дежурным по депо. Если же молодой специалист не пожелает остановиться на достигнутом, он может поступить в профильный ВУЗ. После его окончания есть возможность перейти в разряд управляющих работников и достигнуть значительных карьерных высот, вплоть до руководителя отделения Российской железной дороги.