Хореограф
Танец – самое возвышенное, самое
трогательное и прекрасное из искусств,
потому что это не просто выражение
или отвлечение от жизни, это сама жизнь.
Айседора Дункан
Хореография (от греч. choreia – танец, grapho – пишу) – искусство сочинения и сценической постановки танца. Танец – древнейшее из существующих искусств. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Ритуал проводили жрецы, шаманы или вожди племен. Их и можно назвать первыми хореографами.
Позднее танец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада. Хореография стала народной традицией.
В 14-15 веках возник придворный балет, для которого характерны роскошные костюмы, Танцевальным действом руководил распорядитель бала. Постепенно происходила театрализация танца, и в 18 веке балет занял прочное место на сценической площадке. Появились и постановщики танцев. Считается, что первым хореографом, попытавшимся создать лексику балета, стал Пьер Бошан, преподаватель танцев при дворе Людовика ХIV. В России в 18 веке начался расцвет крепостных театров, в которых обучением танцоров и постановкой балетов руководили иностранные хореографы и балетмейстеры, такие, как Розетти, Мариодини.
Красивый танец не возникает сам по себе. Это трудоемкий процесс, который объединяет в себе эмоции, настроение, музыку и движения участников. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить без хореографа. Сегодня хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, а именно: бальных танцев, балета, народных танцев, современных танцев, театральных постановок др. Современная хореография – это динамично развивающаяся система, поэтому специалистам этой области необходимо постоянно следить за тенденциями и создавать что-то новое.
Профессионально важные качества:
танцевально-музыкальные и педагогические способности;
пластичность и выразительность движений;
хорошая координация движений;
хорошо развитые сенсорная (двигательная), образная и музыкальная память;
развитое творческое и образное мышление;
хорошая физическая подготовка;
артистизм, развитое воображение;
внимательность и наблюдательность;
общая культура и эрудиция;
организаторские и коммуникативные способности;
эмоциональная устойчивость, терпение;
доброжелательность, тактичность;
выносливость, энергичность.
Медицинские ограничения:
нервно-психические заболевания;
заболевания органов слуха и зрения;
заболевания опорно-двигательного аппарата;
ярко выраженные физические недостатки;
заболевания речеголосового аппарата;
сердечно-сосудистые заболевания.
Содержание деятельности
Хореограф соединяет в своей работе функции педагога, балетмейстера и репетитора, сочетает творческую художественную работу с воспитательной, оказывает большое влияние на общее развитие участников коллектива. Он создает художественный замысел, композицию и рисунок танца, подбирает музыку, костюмы. Хореограф проводит занятия, обучает учеников основам хореографии, отрабатывает элементы танца, комбинации движений, выразительные средства, исполнительское мастерство участников. Приступая к постановке танца, хореограф идет, прежде всего, от музыки, которая представляет будущие образы, диктует эмоциональный настрой сценического действия. На основе музыки и литературной первоосновы сочиняет хореографический текст и, как правило, является режиссером произведения. На разных стадиях подготовительной работы хореограф вступает в активное сотрудничество с композитором, дирижером, художником и непосредственно с танцовщиками – исполнителями. Кроме сочинения новой хореографии, хореограф возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки, опираясь на хореографическое наследие, сохраняя художественный стиль произведения, созданного много лет назад. Обеспечивает выступление коллектива в концертах, смотрах, фестивалях.
Профессиональные образовательные организации г. Омска и Омской области:
ФГБОУ ВО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского";
БПОУ ОО "Омский областной колледж культуры и искусств".
Профессиональная деятельность
Хореографы могут работать в театрах, танцевальных студиях, школах искусств, детских домах творчества, дворцах культуры, центрах досуга, самодеятельных коллективах, фитнес-центрах, ансамблях, киностудиях, образовательных организациях, на телевидении, а также заниматься частной практикой.
Карьера
Хореография настолько широкая область, что изучать ее приходится всю жизнь. Профессия хореографа требует постоянного обучения и повышения квалификации. Развитие карьеры в данной области деятельности предполагает приобретение более высоких профессиональных навыков, популярности. Участие в известных танцевальных соревнованиях, постановок концертов на телевидении требует от хореографа большого опыта и навыков. В перспективе хореограф может стать руководителем танцевального коллектива, некоторые профессионалы со временем открывают собственные танцевальные школы.