Химик-технолог – специалист, занимающийся изучением, разработкой и обеспечением оптимального технологического процесса химического производства.
История химической технологии неотделима от истории химической промышленности. В XV веке в Европе стали появляться мелкие специализированные производства кислот, щелочей и солей, фармацевтических препаратов и некоторых неорганических веществ. В России химические производства получили развитие в конце XVI – начале XVII веков, когда начали изготавливать краски, селитры, пороха, соду и серную кислоту.
Во второй половине XVIII века идет выделение технологии в специальную отрасль знания, закладываются основы химической технологии как науки. Впервые в этом понимании термин "технология" был употреблён в 1772 году профессором Гёттингенского университета Бекманом, который издал и первые комплексные труды, освещающие технику многих химических производств. В 1795 году вышел двухтомный труд российского учёного И.Ф. Гмелина "Руководство по технической химии".
Химическая технология в конце XVIII века стала обязательной учебной дисциплиной в университетах, в высших технических учебных заведениях Европы и России.
В 1920 году был создан Московский химико-технологический институт им.
Д. И. Менделеева. С 1929 году на базе химических отделений в университетах открываются самостоятельные химические факультеты для подготовки специалистов для научно-исследовательских учреждений и лабораторий химических производств, создаются новые Химико-технологические институты.
С середины 50-х гг. XX века в химии и химической технологии создаются тончайшие методы исследования различных веществ, производятся новые материалы — химические волокна, пластмассы, полупроводники, новые физиологически активные вещества и лекарственные препараты, химические удобрения и др.
Химия проникла во все отрасли науки и народного хозяйства. Химическое образование стало составной частью подготовки специалистов в политехнических, индустриальных, металлургических, энергетических, электротехнических, машино- и приборостроительных, геологических, горных, нефтяных, сельскохозяйственных, лесотехнических, медицинских, ветеринарных, пищевой, лёгкой промышленности и др. учебных заведениях.
Профессия химика-технолога считается перспективной и востребованной. Технологи производства нужны в самых разных отраслях: фармацевтике, пищевом производстве, добыче металлов, производстве пластмасс, электронной техники, моющих средств, запчастей для техники и др.
Важные направления развития химической технологии ориентированы на использование теплоты реакций, создание безотходных технологий, использование плазмохимических процессов, лазерной техники, фотохимических и радиационно-химических реакций и др. Рациональное использование химических процессов позволяет постоянно решать важнейшую проблему жизнеобеспечения человечества путем получения высокоценных продуктов питания, совершенствование кормовой базы на промышленной основе, получение высокоэффективных лекарственных препаратов и средств борьбы с вредителями сельского хозяйства.
МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание деятельности химика-технолога зависит от специфики отрасли, в которой он специализируется, а также от места работы.
Выпускники этого направления обучения могут работать над созданием производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе.
Химик-технолог организует технологические процессы, осуществляет контроль за производством, качеством сырья и готовой продукции. При этом химик-технолог может как контролировать производство изделий по уже имеющимся технологиям, так и разрабатывать новые продукты и способы их изготовления. Участвует в настройке технического оборудования и соответствующего программного обеспечения, проведении профилактического осмотра и ремонта технического оснащения, в расчете расходов сырья, затрат предприятия на производство и утилизацию отходов. Составляет техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материал и оборудование).
Занимается исследованиями и экспериментами в целях совершенствования существующих и создания новых технологий. Также химики-технологи могут выбрать преподавательскую деятельность.
Химику-технологу приходится работать с опасными веществами, поэтому ему необходимо соблюдать правила безопасности, в том числе использовать индивидуальные средства защиты: респиратор, очки, химически стойкие перчатки и полностью закрывающий тело халат из плотной ткани.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Химики-технологи могут работать в научно-исследовательских институтах, лабораториях, на предприятиях химического, нефтехимического производства, машиностроительной и радиотехнической, целлюлозно-бумажной, пищевой и парфюмерной промышленности, фармацевтических предприятиях, горно-обогатительных комбинатах, а также в образовательных организациях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Г. ОМСКА и ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
КАРЬЕРА
Начальной ступенью карьерной лестницы химика-технолога может стать должность лаборанта, аппаратчика либо оператора. По мере приобретения опыта работы, повышения квалификации можно получить должность инженера-технолога, инженера-химика, заведующего лабораторией…
Выпускники вуза могут продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре и заниматься научно-исследовательской либо преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях (от старшего преподавателя, до доцента или профессора кафедры). Научная деятельность предполагает получение научных степеней и званий (кандидат наук, доктор наук). В своей области ученый-химик может получить огромное количество наград, в том числе Нобелевскую премию и премию Вольфа.